Проект "Практическая риторика как инструмент популяризации русского языка" (совместно с Радиоведущие.ру)

Срок реализации 2018-2020 год.

Краткое описание проекта:

Социально значимый проект «Практическая риторика как инструмент популяризации русского языка» направлен на нормализацию языковой среды и улучшение качества русского языка в эфире региональных радиостанций.

Участие в подготовке проекта и исследованиях приняли 20 популярных российских региональных радиостанций. Занятия пройдут на базе 6 из них, где проблема стоит наиболее остро. Общее количество участников проекта не менее 180 человек.

На средства гранта в регионах России будут организованы и проведены просветительские мероприятия длительностью не менее 2 часов, по 4 в каждом из целевых городов. В мероприятиях примут участие сотрудники региональных радиостанций, радиоведущие, члены объединений журналистов, студенты профильных факультетов (медиа).

В ходе мероприятий участники целевой группы проекта получат знания, умения и навыки, направленные на развитие риторических способностей, будут созданы сценарные заявки тематических программ и рубрик, направленных на формирование интереса аудитории медиа к русскому языку. Особое внимание уделяется изучению особенностей русского языка, которые позволят улучшить эффективность коммуникации между СМИ и аудиторией.

Проверка усвоенного материала будет проходить методом тестирования по разработанному опросному листу. Запланировано, что 75% участников проекта усвоят полученную информацию и знания.

Материалы проекта будут находиться в свободном доступе на интернет-ресурсах проекта для использования специалистами.

Уникальность проекта заключается в мультидисциплинарности просветительских мероприятий (риторика, ораторское искусство, филология, журналистика), которая отражает разнообразие работы радиоведущего, а также в быстром практическом применении полученных знаний, умений и навыков.

На сегодняшний день в целевых регионах аналогичные комплексные просветительские программы, посвященные проблеме загрязнения языковой среды и чистоте русского языка для сотрудников СМИ, в регионах не представлены.

В проекте используются авторские методики и практики, разработанные А.В. Зверевым и подтвердившие свою эффективность, основанные на наблюдениях, анализе, на многолетнем опыте эфирной, просветительской работы и научных трудах российских и зарубежных коллег.

После участия в мероприятиях проекта участники целевых групп смогут уже на следующий день использовать знания в своих СМИ, на радио, в блогах, в социальных сетях. Широкий охват аудитории партнеров проекта ускорит решение проблемы загрязнения языковой среды и способствует улучшению качества русского языка в эфире региональных радиостанций.

Социально значимая проблема: 

В связи со стремительным развитием информационных технологий и новых медиа в российском обществе встала проблема загрязнения языковой среды. Об этом на заседании Совета по русскому языку сказал Президент России В.В. Путин: «Сейчас языковую среду формируют СМИ, интернет, телевидение, где всё чаще нарушают языковые нормы, элементарную грамотность, используют необоснованные, явно избыточные, иностранные заимствования».

О проблеме чистоты языка в медиа говорят эксперты («Происходит упрощение, загрязнение языка, отказ от мыслеформ» В. Соловьев, ВГТРК. «Чудовищный канцелярит, засилье иностранных слов, дикая несочетаемость понятий» Э. Кузьмина, журнал «Слово»).

Особенно остро эта проблема наблюдается в сфере радио. По данным Роспечати в целевых регионах проекта работают 139 радиостанций, на которых занято около 1000 специалистов, чья работа связана с повышенной социальной ответственностью, так как радио каждый день слушают более 64% граждан.

Только у 1 из 5 радиостанций партнеров есть программы о русском языке. При этом согласно исследованиям в радиоэфире наблюдаются погрешности, которые ухудшают качество языковой среды и формируют неправильные модели использования русского языка. Наиболее распространенными ошибками ведущих региональных радиостанций, которые вызывают раздражение аудитории, являются логические (14%), смысловые (13%), грамматические неточности (21%), ошибочные ударения (32%), косноязычие (20%), речевые клише (33%), бессмысленная речь (44%), и др. 

Причины:

Среди причин существования проблемы участники целевых групп и эксперты указали авторам проекта:

1. Недостаток знаний о наиболее типичных эфирных речевых ошибках, о способах их выявления и коррекции («Стараемся участвовать в различных семинарах, но они довольно редко проходят», «У нас в республике таких занятий не проводилось»).

2. Несоблюдение норм русского языка и литературы в различных эфирных ситуациях («Нужна более тонкая настройка представлений о работе радиоведущих, и о том, как работает русский язык в эфире», «Когда ты в эфире, следить за речью уже поздно, нужно готовиться заранее, тут нужна помощь»).

3. Отсутствие развитых риторических навыков («У нас талантливые ребята работают, но знаний, в том числе о риторике, не хватает», «Риторика? Честно говоря, не знала, что она может помочь в эфире»).

4. Невнимание к опыту создания программ и рубрик о русском языке («Нужно больше программ о русском языке, только как это сделать на самом деле интересно?», «Да, программа о русском языке в национальных республиках очень нужна»).

Таким образом загрязнение языковой среды и ухудшение качества русского языка в эфире региональных российских радиостанций являются острой социально значимой проблемой, подтвержденной экспертами и представителями целевой группы.

Решение: 

Содействие устранению причин проблемы, смягчение ситуации путем реализации социально значимого проекта «Практическая риторика как инструмент популяризации русского языка».

Цель проекта: 

Содействовать нормализации языковой среды и улучшению качества русского языка в эфире региональных радиостанций.

Задачи проекта: 

  • Передать участникам целевой группы проекта знания о наиболее типичных эфирных речевых ошибках (логических, смысловых, орфоэпических, стилистических, грамматических и др.), о способах их выявления и коррекции.

  • Развить у участников целевой группы проекта умения соблюдать нормы русского языка и литературы в различных эфирных ситуациях.

  • Сформировать у участников целевой группы проекта риторические навыки, навыки публичного выступления, навыки самоподготовки к эфиру, позволяющие обеспечить творческое самочувствие и эффективную коммуникацию с аудиторией.

  • Информировать участников целевой группы проекта о современном опыте и практиках создания программ и рубрик о русском языке на российском радио.

Партнеры: 

Партнерами проекта стали 18 радиостанций, которые вещают в 17 регионах России. 

  • Сетевое-издание Радиоведущие.ру.
  • БФ "Милосердие"
  • СРОО "Дорогами добра"
  • Независимый профсоюз актеров театра и кино
  • ООО "Эксперт"
  • Программа "Бизнес-механика" на радио Mediametrics
  • Радио "Трансмит"
  • Радио "Мелодия"
  • "Апекс Радио"
  • Радио "Мария ФМ"
  • Радио "Казак ФМ"
  • Радио "За облаками"
  • Радио "Спутник ФМ"
  • Радио "Море"
  • "Пульс Радио"
  • "БИМ-Радио"
  • "Радио Сибирь"
  • "Кот ФМ"
  • Радио "Красная армия"
  • Радио "Моя Удмуртия"
  • Радио "Интерволна"
  • Радио "Олимп"
  • "Радио Ямала"
  • Радио "Ноябрьск"
  • Радио "Говорит Майкоп"
  • Радио "Балтик-Плюс"
  • Радио "Губерния" (Самара)

Целевые регионы первой части проекта (2018 год): 

Вологодская область, Воронежская область, Кемеровская область, Кировская область, Краснодарский край, Курганская область.

Целевые регионы второй части проекта (2019 год): 

Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Самараская область.

Целевые регионы третьей части проекта (2020 год):

Республика Башкортостан, Республика Хакасия, Тюменская область, Республика Башкортостан, Республика Адыгея. 

Целевые группы: 

  • Творческий персонал региональных радиостанций (дикторы, радиоведущие, журналисты, репортеры, продюсеры, редакторы).
  • Студенты профильных факультетов (медиа) учебных заведений.
  • Члены журналистских творческих объединений и организаций.

ВСЕГО: 340 мероприятий. Не менее 30 человек в каждом городе, что является комфортным для получения знаний. Косвенно проект окажет влияние на всех слушателей радиостанций-партнеров проекта. При национальном охвате - более 2500 человек.

Способ решения проблемы: 

Проведение серии просветительских мероприятий в целевых регионах проекта, которая состоит из:

  • Лекции "Сложности русского языка в эфирной практике"
  • Семинара "Риторические приемы в речи ведущих региональных радиостанций"
  • Тренинга "Ораторское искусство для радиоведущих"
  • Деловой игры "Программа на радио о русском языке - это интересно"

Методики:

В проекте «Практическая риторика как инструмент популяризации русского языка» используются авторские методики и практики, разработанные А.В. Зверевым, подтвердившие свою эффективность, основанные на наблюдениях, анализе, на многолетнем опыте эфирной работы и научных трудах российских и зарубежных коллег.

Лекторы: 

Алексей Зверев – главный редактор интернет-издания Радиоведущие.ру, лектор про риторике и искусству речи, журналист, радиоведущий, член Союза журналистов, эксперт Общественной палаты России. Опыт лекторской работы 10 лет.

Результаты:

Участники целевой группы:

1. Получили знания о наиболее типичных эфирных речевых ошибках (логических, смысловых, орфоэпических, стилистических, грамматических и др.), о способах их выявления и коррекции.

2. Развили умения грамотного употребления норм русского языка или литературы в различных эфирных ситуациях.

3. Сформировали риторические навыки, навыки публичного выступления, навыки самоподготовки к эфиру, позволяющие обеспечить творческое самочувствие и эффективную коммуникацию с аудиторией.

4. Усвоили информацию о современном опыте и практиках создания программ и рубрик о русском языке на российском радио.

75% участников проекта усвоили полученную информацию, знания, умения, навыки на основании проведенных тестов. В результате решения задач проекта и проведенных мероприятий повысился профессионализм участников целевой группы. Таким образом проект содействовал нормализации языковой среды, повышению качества русского языка в эфире региональных радиостанций и достиг своей цели.

Продвижение: 

Для информационного сопровождения проекта используются ресурсы фонда, а также партнера проекта интернет-издания Радиоведущие.ру:

Общая посещаемость до 20 000 посетителей в месяц. Информационную поддержку окажут радиостанций-партнеры проекта (потенциальная аудитория - 14 млн. человек).

Будущее:

Ресурсную, организационную, информационную поддержку проекта в дальнейшем подтвердили:

1. Благотворительный фонд "Милосердие" Проект для людей с ограниченными физическими возможностями (письмо поддержки).

2. МОО "Межрегиональный профессиональный союз актеров театра и кино". Проект для профсоюзных лидеров (письмо поддержки).

3. Интернет-издание Радиоведущие.ру. Продолжение проекта для радиоведущих (соглашение).

4. Проведение совместных просветительских мероприятий для партнеров фонда.

Библиографический список:

  1. Bellanger P. La radio du futur: Les sept défis de la radio commerciale en France. – Armand Colin, 1992.
  2. Biewen J. Reality Radio: Telling True Stories in Sound. – The University of North Carolina Press, 2010.
  3. Brewster B., Broughton F. How to DJ Right: The Art and Science of Playing Records. – Grove Press, 2003.
  4. Brewster B., Broughton F. Last Night a DJ Saved My Life. – Headline Book Publishing, 2000
  5. Broady J. ON-AIR: The Guidebook to Starting A Career As A Radio Personality. – BVI, 2007.
  6. Cochrane T. Podcasting: Do It Yourself Guide. – Wiley, 2005.
  7. Colford P. Howard Stern: King of All Media. – St. Martin's Press, 1997.
  8. Colombo G., Franklin C. Absolute Beginner's Guide to Podcasting. – Que, 2005.
  9. Cunningham Robert L. Advertising on Radio: Strategy and Business Marketing with Radio. – CreateSpace Independent Publishing Platform, 2014.
  10. Fisher M. Something in the Air: Radio, Rock, and the Revolution That Shaped a Generation. – Random House, 2007.
  11. Fresh Ch. How to be a DJ. – Thomson Course Technology PTR, 2004.
  12. Geller V. Creating Powerful Radio: Getting, Keeping and Growing Audiences News, Talk, Information & Personality Broadcast, HD, Satellite & Internet. – Focal Press, 2007.
  13. Geller V, Beyond Powerful Radio: A Communicator's Guide to the Internet Age - News, Talk, Information & Personality for Broadcasting, Podcasting, Internet, Radio. – Focal Press, 2011.
  14. Hart J. Story Craft. - University Of Chicago Press, 2012.
  15. Jounin R., Sauvage J.-M. Animer une radio. – Dixit – CIFAP, 2002.
  16. Kaempfer R., Swanson J. The Radio Producer's Handbook. – Allworth Press, 2004.
  17. Keith M. The Radio Station, Seventh Edition: Broadcast, Satellite & Internet. – Focal Press, 2006.
  18. Lackmann R. The Encyclopedia of American Radio: An A-Z Guide to Radio from Jack Benny to Howard Stern (Paperback). – Checkmark Books; 2 Updated edition, 2000
  19. May M. Radio Personality Basics: Performing, Production, and Programming Fundamentals. – MayTechnicalCollege Pub., 1992.
  20. McCoy Q. No Static: A Guide to Creative Radio Programming. – Backbeat Books, 2002.
  21. Norberg E. Radio Programming: Tactics and Strategy. – Focal Press, 1996.
  22. Priestman Ch. Web Radio: Radio Production for Internet Streaming. – Focal Press, 2001.
  23. Prooth V., Ng S."Radio Advertising Does Not Work." Says Who? – American Mass Media Corporation, 2006.
  24. Stern H. Miss America. – Harper, 1996.
  25. Stern H. Private Parts. – Pocket, 1997.
  26. Viallon Ph. L’analyse du discours de la télélevision. – Paris: PUF, 1996.
  27. Warren S. Radio: The Book, Fourth Edition. – Elsevier Focal Press, 2004.
  28. Барабаш Н.С. Ведущий информационно-музыкальной радиостанции: становление профессии, специфика и методы работы: Дис. канд. филол. наук. М., 2002.
  29. Барабаш Н.С. Ведущий радиопередач: творческая типология. – М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2003.
  30. Бойкова Н.Г. Фатическая речь в электронных СМИ // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1998.
  31. Браун Дж., Коул У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении: В 2-х томах. – М.: «Мир», 2001.
  32. Брюстер Б., Броутон Ф. История диджеев. – Екатеринбург: Ультра. Культура, 2007.
  33. Бубукин А.В. Эфирные тайны. – Новосиб.: FM-реклама, 2003.
  34. Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления. – М.: Флинта: «Наука», 2003.
  35. Введенская Л.А. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – Ростов н / Д: Феникс, 2012.
  36. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. – М.: «Искусство», 1977.
  37. Вуд Р. Как стать диджеем: Пошаговое руководство. – М.: «Издательство ФАИР», 2008.
  38. Выготский Л.С. К вопросу о психологии художественного творчества актера: Собр. соч.: В 6 т. – М.: «Педагогика», 1984.
  39. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. – М.: Аспект Пресс, 2004.
  40. Герасименко А.С. Радио в сети Internet и подкастинг. Создание собственного подкастинга и радиостанции в сети Internet. – М.: Триумф, 2007.
  41. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб: Прайм–Еврознак, 2007.
  42. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. – М.: Каас, 1995.
  43. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. – М.: Омега, 2003.
  44. Демчог В.В. Самоосвобождающаяся игра. - М.: АСТ, 2004.
  45. Доусон Р. Мастерство продаж. Большая книга влияния на покупателя, или Ключи доступа к умам, сердцам и кошелькам покупателей. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.
  46. Зверев А.В. Быть диджеем, или Мои любимые 20 секунд! – М.: Издательский дом «День печати», 2008.
  47. Зинсер У. Как писать хорошо: Классическое руководство по созданию нехуждожественных текстов. - М.: Альпина Паблишер, 2014.
  48. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. – М.: «Рус. Яз.» – Медиа, 2007.
  49. Инджиев А.А. Универсальный справочник начинающего журналиста. – Ростов-н / Д.: «Феникс», 2007.
  50. Индик У. Психология для сценаристов: Построение конфликта в сюжете. – М.: Альпина нон-фикшн, 2014.
  51. Кийт М. Радиостанция. – М.: «Мир», 2001.
  52. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. – М.: Ось-89, 2002.
  53. Козырев М. Мой рок-н-ролл. Трилогия. - М.: Гаятри, 2007
  54. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. – СПб., 1999.
  55. Кот Д. Копирайтинг: как не съесть собаку. Создаем тексты, которые продают. – СПб.: Питер, 2013.
  56. Кривоносов А.Д. «Выход из эфира» в теле- и радиоречи как тип речевого действия // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1998.
  57. Ламертон Д. Говори как Цицерон. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  58. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. – М: Аспект Пресс, 2004.
  59. Лукина М.М. Технология интервью. – М.: Аспект Пресс, 2005.
  60. Ляшенко Б. Хочу к микрофону: Профессиональные советы диктору. – М.: Аспект Пресс, 2007.
  61. Маккаллах Кэрролл В. Новости на TV. – М.: «Мир», 2004.
  62. Макки Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов писателей и не только. - М.: Альпина нон-фикшн, 2012
  63. Маккой К. Вещание без помех. – М.: «Мир», 2000.
  64. Манн И.Б. Маркетинг на 100% : Как стать хорошим менеджером по маркетингу. – М.: Манн, Иванов, Фербер, 2013.
  65. Манн И.Б. Точки контакта. Простые идеи для улучшения вашего маркетинга. – М.: Манн, Иванов, Фербер, 2013.
  66. Марлоу Ю. при участии Сайлео Дж. Пиар в электронных СМИ. – М.: «Мир», 2002.
  67. Миллер С. Психология игры. СПб., 1999.
  68. Миск М.Д. Реклама на радио, TV и в Интернете. – М: «Мир», 2004.
  69. Николаева Ю.А. Социологическое обеспечение программирования радиостанции: Дис. канд. социол. наук. – М., 2004.
  70. Новгородцев С. Рок-посевы в 2-х томах. - СПб.: Амфора, 2008
  71. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. Элементы психотехники актерского мастерства. Тренинг и муштра. – М.: Всероссийское театральное общество, 1984.
  72. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. - М.: РИП-холдинг, 2003.
  73. Парабеллум А. Как писать продающие тексты: Коммерческие предложения, которые приносят миллионы. – М.: Альпина Паблишер, 2013
  74. Петрова А.Н. Сценическая речь. – М.: Искусство, 1981.
  75. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. – М.: Флинта: «Наука», 2005.
  76. Радио: музыкальное, новостное, общественное... — М.: Фонд независимого радиовещания, 2001.
  77. Радио: мы говорим, нас слушают?.. Программы на радио и реакция аудитории. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2004.
  78. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля, 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ: «Наука», 2005.
  79. Раскатова Е.Р. Типологический анализ современного российского радиовещания: Дис. канд. филолог. наук. – Тольятти, 2005.
  80. Редакционное руководство «Си-Би-Эй». Сборник материалов и документов / Под ред. М. Рэйн. – UNESCO, 2004.
  81. Свитич Л.Г. Введение в специальность: Профессия журналист. – М.: Аспект Пресс, 2006.
  82. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. – М: Изд. академии наук СССР, 1962.
  83. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. – М.: Манн, Иванов, Фербер, 2013.
  84. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М.: Флинта: «Наука», 2006.
  85. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. – М.: Аспект–Пресс, 2004.
  86. Сопер П. Основы искусства речи. – М.: «Прогресс»; «Прогресс-Академия», 1992.
  87. Соснова М.Л. Искусство актера. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
  88. Стелзнер М. Контент-маркетинг. Новые методы привлечения клиентов в эпоху Интернета. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
  89. Сухарева В.А. Образованное радио. Проблемы переходного возраста // Среда. №8. 2003.
  90. Сухарева В.А. По ту сторону эфира // Отечественные записки. №4. 2003.
  91. Сухарева В.А. Разговорные программы на музыкальном радио // Среда. №4-5. 2001.
  92. Сырков Г.В. Радио нашего города. – М.: Издательство «Фонд независимого радиовещания», 2006.
  93. Телерадиоэфир: История и современность. – М.: Аспект Пресс, 2005.
  94. Чехов М.А. Путь актера. Жизнь и встречи. О технике актера. – М.: АСТ, 2005.
  95. Чумаченко П. В., Герасименко А. С. 100% самоучитель. Подкастинг и Интернет-радио, как слушать, записывать и вещать самому. – М.: Триумф, 2007.
  96. Шугерман Д. Искусство создания рекламных посланий. Справочник выдающегося американского копирайтера. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
  97. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2006.
  98. Ярцева Н. Ради радио. Как стать популярным ведущим. – М.: Альпина нон-фикшн, 2009.